Букинист. Ценные старые книги


Букинист. Ценные старые книги Антикварные книги      Книга неделиКаталоги букинистаКаталоги наших антикварных книг
Формат *.pdf и *.doc

Книжные аукционы недели
Каталоги ярмарок  ::  Издательства русского зарубежья
Ссылки  ::  Рассказы об антикварных книгах
Новости  ::  Карта сайта

Россия до революции  ::  Забытая поэзияАлфавитный список наших книг
Русское зарубежье  ::  Письма и воспоминания
 
Наука в XIX - начале XX вв.  ::  АрхитектураНовые книги в интернет-магазинах
Прижизненные издания  ::  Книги для детейВаши объявления
Книги с иллюстрациями  ::  Пушкин и ПушкинианаПообщаться друг с другом
Документы - свидетели   ::  СправочникиПообщаться с Biblionne



Другие заметки этого раздела: Экслибрисы библиотеки А.А.Сидорова
Автограф Г.Р.Державина
О книгах и их собирателях
Алиса в стране чудес
О библиотеке Г.В.Юдина

Е.Некрасова Лубочные картинки

Начало

Однажды Аристотель пожаловался царю Филиппу, что его сын, вместо занятия наукою, ухаживает за фрейлиной Филидою. Разумеется, юноше было сделано надлежащее внушение. Тогда Филида решила отомстить Аристотелю за его непрошенное вмешательство в их счастье. Раз, проходя мимо окна Аристотеля, она «подняла юбочку превыше колен, бросила ему горсть цветов, да несколько любовных взглядов». Аристотель, несмотря на свои седины, побежал за ней и стал просить о любви, предлагая ей взамен — чего хочет. Та потребовала, чтобы он встал на четвереньки и провез ее по садовым дорожкам. Он согласился, и она при большом стечении зрителей поехала на Аристотеле3.

В собрании г. Ровинского есть очень много картинок, которые посвящены разными любовными проделкам со стороны женщин. В большинстве случаев они заимствованы из иностранных повестей. Наприм., картинка «Старый муж и молодая жена» заимствовала свой сюжет из «Декамерона» Боккаччо. Она разделена на два отделения. Справа представлено, как жена пирует за столом со своими «любовником», а слева — как муж из окна разговаривает с женой, которая стоит на дворе и делает вид, что хочет броситься в колодезь. Внизу картинки приложен текст в стихах, содержащий следующую повесть.

Старый муж живет с молодою женой. Сильно ревнив старик, и из боязни, чтобы жена куда не сбежала, каждую ночь запирает спальню на замок и ключ кладет под кровать. Как-то раз жена вскочила пораньше, взяла ключ, отперла спальню и ушла к своему «любителю». Проснулся муж,— нет жены! Рассердился, схватил ключи, запер все двери на замок, сел к окну и стал ждать:
«Откуда может она прибежать?
Жена с любителем веселилась
И ко двору мужа своего воротилась».
Вот стучит она в ворота, а муж кричит ей в ответ:
«Поди каналья отсюда прочь!
Нечестнаго ты отца дочь!»
Жена принялась оправдываться: говорить, что к матери ходила, — мать сильно больна.

Муж и слушать не хочет ее оправданий. Тогда она, чтобы напугать мужа, грозит броситься в колодезь:
«От тебя убийца явлюся — говорит она —
В сейчас в колодце утоплюся».
Но муж не обратил внимания на угрозы. Тогда она, схватили большой камень, бросила его в колодезь и при этом испустила тяжкий вздох, сказавши:
«... прощай муж от тебя топлюся
И в погибели ныне явлюся»
а сама спряталась. Муж испугался, выбежал спасать ее. А она между тем пробралась в дом, заперла на ключ двери и села у окна. Муж не нашел жены и идет домой. Она, как увидала его в окно, так рассердилась, что вся в лице изменилась:
«Закричала: где ты, старый чорт, гулял?
. . . . . . . . . . . . . .
Какая мне от тебя радости?
Что ты творишь от жены на старости?
Те ли твои дела, прелюбодей,
Твои ли это, старый злодей,
Хотя-б ты стыд возымел от людей!
Мною ли недоволен бываешь?
А другим прелюбодейницам склонность имеешь.
Умри тут,— в дом не пущу,
А о тебе резон сыщу!
Диви уже на инаго человека молодаго...
Ты — чорт семидесяти лет,
А совести в тебе нет».
Муж испугался:
«Во всем (говорит) виноват я пред тобою…»
И повесть кончается словами:
«Хотел жену в погибель ввести,
А жена могла к себе в склонность привести»
(кн. I, стр. 249 — 252).

Но и наша доморощенная поэзия не чужда тех же тем насчет женской неверности и безнравственности, только сам народ смотрит на все эти явления жизни проще и трезвей, чем незнающий жизни аскет. В былинах жена Владимира, Апраксия, то и дело изменяет мужу; то влюбляется в Касьяна, то в Чурилу Пленковича... Народ не казнит ее за это никакими дурными прозвищами, а относится весьма снисходительно, зная, что и сам он далеко не святой, что и за ним водится много винностей...

Среди народных картинок попадаются и такие, которые изображают, женщин, торгующих собой. К числу их между прочим принадлежит: «Пан Трык и Херсоня». Они оба изображены на картинке франтами. Около пана стоит маленькая собачка, а на верху написано: «Я пан Трык — полна пазуха лык; хош три дни не ел, а в зубах ковыряю. Моя охота — в поле ходить, собачку при себе иметь». Над Херсоней тоже сделана надпись: «Я дамская персоня, а зовут меня Херсоня; по ночам не усыпаю, всем вам Трыкам услугою. Идем в поле, та будет нам воле» (кн. I, стр. 451 и 452).

Девушка в древней Руси, по словам Котошихина, сидела взаперти, словно птица в клетке,— никто ее не видал, никого она не видала; ей даже с женихом вплоть до свадьбы не дозволяли видеться, а нередко случалось, что и замуж выдавали насильно. Иной раза девушка рада бы замуж совсем не идти, да исхода иного для нее не было, — ну и шла, за кого выдавали. Петр I отдал приказ, чтобы жених и невеста непременно видались несколько раз до свадьбы и чтобы венчание совершалось с их общего согласия. Разумеется, только благодаря этому приказу, жизнь могла дать рассказ о том, как девушка не соглашается выйти за старика и прямо в глаза высказывает жениху свой отказ: «Не хочу идти за тебя, за стараго смерда, панурую свинью», говорит она. «Молодой девице честь и слава, — прибавляется в конце рассказа, — а старому мужу — коровай сала» («Памят. стар. лит.»).

Хотя известная доля свободы и проникла в жизнь женщины со времен Петра, но все же она еще долго не чувствовала себя вполне человеком: еще долго условия и обычаи жизни не дозволяли ей самых невинных вещей, наприм. вступать в разговор, вести беседу с молодыми людьми и т. п. А между тем говорить так хотелось; хотелось любить того, кто пришелся по сердцу, высказать ему о своем чувстве, а иногда, оттолкнуть ту непрошенную любовь, которая приходилась не по душе. Все это открыто, явно, женщина совершать не могла, а идти наперекор сложившимся обычаям не хватало ни смелости, ни энергии. Тогда женщина, по примеру Запада, вздумала прибегать к способу немого разговора посредством мушек, которыми в старину была мода облеплять лицо, а также, посредством различных цветов костюма, причем каждый цвет имел свое особое значение. Это был своего рода шифрованный разговор, ключ к которому мы встречаем в народных картинках, проникших к нам из Франции, под названием: «Реэстр о цветах и мушках».

Толкование на цвета:
«Осиновый — гордость.
Белый — чистота.
Померанцевый — радость
Гулявый — гулянье.
Маковый — желанье.
Алый — любовь.

Толкование на мушки:
«Среди правой щеки — дева.
Среди лба — знак любви.
Промеж бровей — соединение любви.
Над правою бровью — объявление печали.
Над левою бровью — честь.
На висках — болезнь, али простота».
(кн. I, стр. 256 —257).

Но, разумеется, этот немой разговор никогда не исключал посредничества и вмешательства свахи в дело свадьбы. Сваха нередко и теперь еще играет важную роль в купеческих свадьбах. Потому не удивительно, что лубочная картинка выводит и ее на сцену: то она расхваливает девушек-невест и предлагает жениху любую выбирать, то представляет роспись приданного, составленную в самом шутовском виде: «праздничный убор, в котором лазят красть кур через забор; шлафор гулевой из рогожи соленой; жениху дюжина рубах моржевых, да для танцев две пары портков ежевых,— маленький ларчик и при нем слепой мальчик, — ароматник с духами, да табакерка с блохами,— рог с чесноком, да пузырь с табаком,— сто аршин паутины, да поларшина гнилой холстины,— десять аршин сосновой коры горы с поклонной горы...» (кн. I, стр. 370). Роспись начинается, обычно, приглашением к жениху: «Слушай, жених, не вертись, а что написано — не сердись. Нередко в конце росписи прикладывается описание невестиной красоты: «пригожа и румяна, как обезьяна; во рту растет калина, а в носу — рябина; свиной лоб, а взор, как рыжий кот; разновидные глаза, будто дикая коза; ходит по-немецки, говорит по-шведски» (кн. I, стр. 273). Такая картинка обычно изображает посреди комнаты круглый стол. У стола сидит жених, а перед ним лежит «роспись» приданого. Его угощают вином. «Приданая девка» невесты указывает ему на роспись. Тут же находится и сама невеста. Наконец дело слаживается и девушка выходит замуж.

Но не сладка бывала для женщины и семейная жизнь. Неприглядною рисует ее и народная картинка. Нередко мужчина, всласть покутивший и погулявший во время холостой жизни, берет себе молодую жену и учит ее по-домостроевски, плеткою, а иногда просто издевается, тиранит. Так на одной картинке («Муж жену бьет») изображено, как муж, повалив жену на пол, бьет ее двухвосткою. Тут же, скрестив на груди руки, стоит невестка.

Нередко эта издевка мужа над женой доходила до того, что он бил ее чем ни попало, бил до полусмерти, до собственного остервенения; а она? — ей оставалось покориться, — жизнь не давала другого исхода: уйти от него, избавиться от сожительства с таким «соколом» она не могла,— не могла помимо иного прочего потому, что «женитьба на Руси есть, и разженитьбы нет» (кн. V, стр. 54). А тут еще являлись на свет дети и еще сильней скрепляли нежеланный союз. Теперь одной плети оказывалось мало,— нужна была другая на детей. Она должна была вразумлять детище и учить его уму-разуму.

Битье у нас на Руси в старину сильно практиковалось, начиная с семьи, школы, общества и кончая государством. «Не одних только ребят били в то время, — говорит г. Ровинский: — господа подчивали свою крепостную прислугу «березовой лапшой с ременным маслом», мужья били своих жен для детей, а детей били «для людей», мастера били учеников, хозяева рабочих, секли дворян, секли фрейлин, били придворных и все это по тому правилу, что «за битого двух небитых дают», так что при этом повальном битье в родном языке нашем выработалось особое свойство, по которому из каждого существительного имени боевой глагол можно выделать:

— Ты что там уронила? — спрашивает буфетчика.
— Стакан,— отвечает половой.
— Уж я-те отстаканю! — грозит буфетчик.
— Наегорьте-ка Антошке спину, мошеннику! — приказывает артельный староста.
— Нутка, припонтистем-ка его, братцы! — кричит, артель.

И всем этот краткий, но энергический язык понятен. Давно уже отменено телесное наказанье, а боевой глагол все еще остается и не скоро, должно-быть, выведется (кн. V, стр. 56 и 57).

В старину, что бить, что учить было одно и тоже; всякая школа стояла на битье не только за провинность, но даже про-запас. На картинке: «Похвала розге» представлен класс: один из учеников стоит на коленях а учитель-монах спрашивает его уроки и при этом держит в руке розгу. Тут же надпись: «Безо лозы младый не может ся вразумити, а старый без жезла не может ходити». Далее идет длинная похвала розге, написанная в стихах. Нередко такая похвала помещалась в самих букварях.

Среди собранных г.Ровинским букварей самый замечательный «Букварь Карионы Истомина», относящийся к 1692 году. Он посвящен «господину пречестнейшему Семеону Полоцкому». На первом месте изображен Христос сидящим на престоле; на коленях у него развернута книга, в которой написано: «Аз премудрый вселих совет». По бокам изображены ученики со свитками. Текста начинается следующими словами:

«Всетворцу Богу буди честь и слава:
Он бо людем всем в деле вся управа.
Письмен когда ли кто хощет, учися,
Богу моляся, за дело имися».

В других букварях приложены еще обращики, как надо писать письмо, напр. к архиерею, игумену, генералу, жены к мужу, мужа к жене, к брату и т. д.

Мы не будем останавливаться на всех этих букварях, арифметиках, космографиях в картинках, находящихся в группе учебников; не будем также просматривать и богатой коллекции портретов исторических деятелей Русской земли, хотя в числе их встречаются довольно редкие экземпляры: портрет Петра I, Екатерины I и Елизаветы Петровны. Последний «по своему безобразию» был запрещен в продаже. На нем изображена императрица во весь рост с крошечною короной на голове. Кругом портрета сделана рамка из амуров, птиц и разных растений.

К этой же группе картинок г. Ровинский относит афиши, объявления из Московских Ведомостей о рождении уродов, о знамениях на небе, летучие листки о победе и т. п.

Не менее богатый отдел в собрании составляют календари, альманахи и разные гадательные книжки, которыми нередко от нечего делать забавлялась целая семья.

Как известно, Петр Великий в 1699 году издал приказ, чтобы новый год считать не с 1-го сентября, как было прежде, а с 1-го января. Первый такой январский календарь был издан Ильею Копиевским в 1701 году в Амстердаме, а затем в 1706 году начали появляться и народные календари, отпечатанные гравированными досками. Самый замечательный из народных календарей — так-называемый «Брюсов календарь», изданный на шести листах. Он называется Брюсовым потому, что составлен по указанию Якова Вилимовича Брюса, который составил себе в народе репутацию колдуна. В Русской Старине за 1871 год сообщается рассказ о смерти этого человека. Там говорится, что Брюс, умирая, приказал своему камердинеру после смерти изрезать себя на куски и поливать живою водою, которая была составлена самим Брюсом. Камердинер такь и сделал: изрубил тело и стал поливать водою. Только-что куски начали было срастаться, как Петр не позволил далее продолжать и велел зарыть тело Брюса в землю.

В этом календаре помещены святцы, астрономические указания, предсказания погоды, наставления о том, в какое время надо жениться, когда бороду брить, «чтобы не скоро выростала», когда «власы с головы стричь», чтобы мозг укрепляло, и т. д.

Кроме этого календаря, в собрании есть еще Брюсов календарь на 47 листах, изданный в виде книжки. Он, разумеется, еще полнее предыдущего; в него вошли: сведения из свящ. истории, описание неба, таблицы расстояний русских и иностранных городов от Петербурга, географические карты Московской и Петербургской губерний и т. д. Тут же разнообразные сведения, которые были разбросаны в отреченных книгах: так, при каждом месяце приложены предсказания насчет нрава и судьбы человека, родившегося под известным знаком зодиака. Например, «ребенок мужскаго пола, родившийся между 13-м декабря и 11-м января, студен, сух, женскаго обычая, непостоянен, движимаго смысла, слодкословен, круглолиц... Богу молится охотно, иногда думает один и не у многих бывает, охотно говорит с собою самим, инако в сердце чает, нежели словами» и т. д. «Ребенок женского пола, родившийся в показанное время, приобщается оной природе, целомудра разума, смеющийся рот, возлюбится от людей велию благосты нею, приодеть к чести и к богатству от чуждыя руки и разделяет хлеб свой со всяким» и т. д.

Среди собрания календарей встречается ряд гадательных народных книжек, из которых до сих пор пользуются особой популярностью: «Мартын Задека» и «Царь Соломон». Последняя полна прорицаниями в роде следующих: «С трудом великим, человече, будет дело твое, о том пророк рече: милостив Бог и всяку правду возлюби». Или «В том много славы видит и сомнения престать тебе от того дано».

Чем бессмысленнее бывали эти предсказания, тем больше было охотников усмотреть в такой галиматье смысл. Все равно, как в речах Ивана Яковлевича Курейши, портрет которого помещен во II-м томе атласа, под именем «студента холодных вод московского сумасшедшего дома». В жизнеописании этого московского прорицателя помещено много вопросов, с которыми к нему обращались московские барыни и барышни; и чем бессмысленнее бывал ответ со стороны Ивана Яковлевича, тем сильнее желали постигнуть его смысл. Вот для обращика несколько таких вопросов и ответов, помещенных в жизнеописании Ивана Яковлевича, написанном г. Прыжовым.

--------
3 У нас эта картинка переделана на нравы Петровского времени, под названием «Немка едет на старике». На картинке представлена немка в турецком убранстве. Она сидит верхом на старике с длинною бородой и держит в руках кувшин с пивом и штоф с вином. Надпись гласит, что «немка посулила старику пива, да с ног его сбила».^


На главную страницу


Rambler's Top100Яндекс цитирования

© Biblionne. При перепечатке ссылка на сайт http://biblionne.narod.ru обязательна

Сайт создан в системе uCoz