Другие заметки этого раздела: Экслибрисы библиотеки А.А.Сидорова О библиотеке Г.В.Юдина Автограф Г.Р.Державина Алиса в стране чудес О книге Д.Ровинского «Русские народные картинки» |
«Я всегда следовал классическим принципам библиофильства, стараясь подбирать экземпляры первозданной сохранности. Нередко при этом происходила последовательная смена двух-трех экземпляров. Процесс этот (как и само комплектование собрания) бесконечен, и довести его до конца мне, естественно, не удалось, но если сравнивать по этому признаку мою библиотеку с такими известными собраниями , как собрания М.С.Лесмана или Ю.М.Вальтера, то я, пожалуй выиграю. Хотя что касается Лесмана, то для него в силу специфики его собирательских интересов (книги с автографами) состояние экземпляров было второстепенным. Я же автографы никогда специально не собирал и предпочитал (впрочем, это, наверное, моя ошибка) иметь книгу коллекционной сохранности, а не плохой экземпляр, но с автографом. С этим связана одна из моих памятных глупостей (своя коллекция глупостей есть у каждого собирателя, и здесь мы не одиноки), когда я не купил «Стихи о России« А.Блока с автографом только потому, что книга , включая и авантитул с автографом, была рваной и грязной. Логическим продолжение и развитием стремления к обладанию коллекционными экземплярами для меня был поиск особых экземпляров: из нумерованной части тиража, именных, напечатанных на особой бумаге или в особых переплетах. Автограф я рассматривал как одну из таких особенностей - не более. Если продолжить сравнение с Лесманом или более близким мне по возраcту и масштабам собрания москвичом А.Ф.Марковым, то для меня роль автографов играли оригиналы книжной графики и (совсем уж редкие и почти не встречающиеся в продаже) экземпляры изданий, раскрашенные рукой художника-иллюстратора. В конце концов, этот материал, приоткрывающий механизм работы художника над книгой-вещью, стал для меня основным и определяющим. Моим идеалом были «пары» - иллюстрированная книга и образцы оригинальной графики к ней. Надо сказать, что подбирались такие «пары» с великим трудом. И если естественно, что к большинству книг у меня нет оригиналов графики, то совсем странно на первый взгляд другое: имея оригиналы (в том числе не только гравюры и литографии, но и рисунки), я иногда не имею книг, для которых они делались». |
Марк Рац О собирательстве. Заметки библиофила. М., НЛО, 2002, с.138-139. |
«Двух абсолютно во всем похожих библиофилов я на своем веку не встречал! Одни в книге видели только "лекарство для души", утверждая, что целебное средство может быть одинаково бесценным в флаконах различнейшего вида, на который внимание не обращают те, кто нуждается в содержимом их. Другие "любовались" внешностью. "Красавец-книга", - выразился один мой друг поэт о томе XVIII в цельнокожаном красном переплете. Третьи в книге искали только имя ее автора или знаменитого издателя, еще иные - художника. Но я лично никогда не охотился за редкостями и ценностями в книгах и экслибрисах, даже в рисунках, интенсивно собирать которые я стал в те годы. Я в книгах никогда не интересовался ее антикварно-каталожной ценой. любил книги скорее "средней цены", не брезговал дефектными экземплярами, любил книгу самую разную: для серьезного размышления над нею, для извлечения из нее необходимых сведений, ради ее увлекательного рассказа, ради ее эстетического качества, слиянности формата, качества бумаги и шрифта с содержанием сочинений любимого автора.». |
А.А.Сидоров Друг книги - советский библиофил, М., Книга, 1981, с.139, с.154. |
На главную страницу |