Букинист. Ценные старые книги


Букинист. Ценные старые книги Антикварные книги      Книга неделиКаталоги букинистаКаталоги наших антикварных книг
Формат *.pdf и *.doc

Книжные аукционы недели
Каталоги ярмарок  ::  Издательства русского зарубежья
Ссылки  ::  Рассказы об антикварных книгах
Новости  ::  Карта сайта

Россия до революции  ::  Забытая поэзияАлфавитный список наших книг
Русское зарубежье  ::  Письма и воспоминания
 
Наука в XIX - начале XX вв.  ::  АрхитектураНовые книги в интернет-магазинах
Прижизненные издания  ::  Книги для детейВаши объявления
Книги с иллюстрациями  ::  Пушкин и ПушкинианаПообщаться друг с другом
Документы - свидетели   ::  СправочникиПообщаться с Biblionne



Другие заметки этого раздела: Коллекционные издания «Протоколов Сионских мудрецов»
Коллекционные издания произведений Михаила Булгакова
О книгах и их собирателях
О библиотеке Г.В.Юдина

М.Г.Флеер Редкие книги

Мысли и факты из области книжного собирательства
Обложка книги Фалеина-Флеера О редкой книге 1923
С какою жадностью, как плотно я приник
К стоцветным стеклам, к окнам вещих книг,
И увидал сквозь них просторы и сиянья,
Лучей и форм безвестных сочетанья,
Услышал странные, родные имена...
(Брюсов)

— Так говорит о книгах и их значении современный русский поэт, повторяя в новой форме бесконечную цепь суждений о книге всех времен и народов. Если бы заняться собиранием эпитетов, которыми книга снабжалась, то одно перечисление их заняло бы многие страницы. Разнообразные, мельчайшие оттенки этих эпитетов не могли бы, однако, скрыть того общего, что находили в книге все о ней говорившие. Книга — друг, собеседник, имеющий мертвое тело и неувядаемую, бессмертную душу.

Пушкин, отметивший эту двойственность книг в строфах:

Друзья мне – мертвецы …
и далее:

Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут

более, чем кто-либо другой, подчеркнул живой дух книги и в своем противопоставлении, не зная, вероятно, того, повторил далекого своего собрата, арабского поэта и историка XIX века, оставившего такой афоризм о книгах:

Если ты скажешь: «они - мертвецы», то не
ошибешься,

А если скажешь: «они - живут!», тебя нельзя
будет опровергнуть.

Книга - друг, требующий уединения, книга — собеседник в одиночестве. Одиночество в обществе книг — вторая тема говоривших о книгах. Начиная опять-таки с Пушкина:

Укрывшись в кабинет
Один я не скучаю,
И часто целый свет
С восторгом забываю...

или в другом месте:
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас...

и кончая поэтами наших дней:
Когда опускается штора,
И ласковый ламповый свет
Умеряет усталые взоры -
Мне слышится счастья привет...
Со мной любимые книги...
(Брюсов)

или:
Старую книгу читаю я в долгие ночи
При одиноком и тихо дрожащем огне...
(Бунин)

длинный ряд поэтов и прозаиков воспевают одиночество среди любимых книг.

Книга — друг в одиночестве. Отсюда неминуемо должно было появиться желание собрать друзей. Такое желание возникло у людей одновременно с появлением книги. Исследователи истории библиотек находят собирателей книг в глубокой древности - и в Ассирии, и в Египте, и в Малой Азии и, само собой разумеется, в Греции и Риме. Стремление собрать возможно большее количество книг, которые, быть может, за короткую человеческую жизнь и не удастся прочесть все, стало, таким образом, обычным спутником книголюбцев. Еще Петрарка пытается осудить чрезмерную жадность собирающих хорошие книги кучами, считая более полезным чтение их. Однако, вряд ли что-либо могло и может ограничить страсть библиофила, его желание безграничного собирания книг ради простого ими любования, ради сознания, что данная книга или книги находятся в его обладании. Не чтение, а непосредственное общение с книгами, знакомство с их внешним видом, рытье в них доставляет библиофилу наслаждение, просвещая его ум и сердце. Державин так именно и сказал об этой страсти:
В книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю…

Такова роль книги в жизни человека, так появилась любовь к книге, так выросла страсть к их собиранию, так народился библиофил.

Библиофил — человек любящий и собирающий книги,— явление, сказали мы, очень давнего происхождения, но тем не менее до сих пор не поддающееся точному определению и классификации. Прост и понятен человек, собирающий книги ради того определенного и нужного человеку знания, которое дают они.

Для такого человека библиотека его, его собрание книг являются только необходимым для него аппаратом, необходимой для него лабораторией, которые помогают ему в его работе. И обычно такой собиратель не замечает и не ценит книги в ее материальной оболочке, не является библиофилом, ибо для последнего, раз книга его - его друг, важно не только ее содержание, а не менее,— иногда и более, — важна ее форма, совершенная, гармоничная. Но не только содержание и форма книги — ценны в представлении библиофила. Для него, столь ревниво к книге относящегося, быть может, главным образом, важно сознание, что его книга - исключительная, ни у кого другого не имеющаяся. Такая книга особенно дорога библиофилу, ее он только и может считать истинным своим другом, ибо в таком случае ему не приходится делить любовь к ней с кем-то другим или, еще хуже, с другими, также такую же книгу имеющими. Таким образом, третий, и наиболее важный для библиофильства элемент — редкость книги. Содержание, форма, редкость книги - три элемента библиофильства. Содержание, надо заметить - и не к укору библиофила, не всегда является для него необходимым элементом. В книге библиофил, сплошь и рядом не интересуясь ее содержанием, ищет и находит исторические, художественные, культурные ценности, каковые неминуемо запечатлевает она, являясь отражением творчества духа эпохи и места.

Форма - внешность книги и редкость ее в большинстве случаев тесно связаны. Редкою может считаться только та книга, которая наряду с другими признаками и по форме своей исключительна. С другой стороны, книга исключительная по форме вместе с тем почти всегда бывает и редкою.

Важно и интересно отметить, что среди тех, кто любит книгу, форма книги не мертва, не отделима от содержания, живет вместе с ним. Ведь иначе Пушкин, вспоминая о рассказах няни, с детства затверженных, но всегда прекрасных, не сравнил бы рассказы эти со страницами
Любимой книги, в коей знаешь,
Какое слово где стоит...

Ведь не даром же Некрасовский букинист, знающий, что отразившаяся на внешности книги прошлая жизнь ее увеличивает ее ценность и правильно учитывающий с этой точки зрения библиофильский спрос, говорит
Одно заметил я давно,
Что, как зазубрина на плуге,
На книге каждое пятно —
Немой свидетель о заслуге.

И, наконец, если бы оно не было столь длинно, целиком следовало бы привести стихотворение Ап. Григорьева «Старая книга», как лишнее подтверждение того, что мертвая, казалось бы, форма книги всегда жива, всегда отражает прошлую, богатую событиями жизнь ее.

Книги, совершенные по форме (с точки зрения гармонии шрифта, бумаги, обложки, иллюстраций), всегда привлекали внимание библиофилов, равно как внимание это привлекалось и книгами, резко отклоненными от совершенной формы (книги уродливой, неправильной формы и размера, не обычной бумаги - цветной, не с обычным распределением шрифта, принятого, например, в русских футуристических изданиях), но, однако, одна внешность книги сама по себе не способна в большинстве случаев возбудить библиофильского интереса. Основным элементом для библиофила является редкость книги.

Какую же книгу в конце концов можно и должно считать редкою?

Все попытки русских библиофилов и библиографов, начиная с Геннади и кончая Обольяниновым, дать точное определение понятия редкости кончались неудачею. Дело обычно ограничивалось классификацией книг на разряды: книги редкие, книги очень редкие, книги чрезвычайно редкие, редчайшие и т. д., сравнительно с их продажною стоимостью по каталогам букинистов. И в конечном итоге составители таких разрядов редкостей должны были сознаться, что вообще понятие редкости — относительно. В виду этого каждый последующий исследователь в этой области с успехом опровергал своего предшественника, и сам давал исчерпывающий материал для соответствующих опровержений в будущем.

Основным критерием для определения редкости книги является малое количество сохранившихся экземпляров ее. Чем меньше экземпляров данной книги существует, тем она реже. Но к этому, надо сказать — общепринятому положению, следует внести добавление, которое обычно забывается и которое, вместе с тем, может дать правильное направление вопросу о редкости книги. Дело в том, что небольшое, даже самое малое, единичное количество оставшихся экземпляров книги само по себе не всегда является интересным для библиофила. С развитием книгопечатания и появлением большого количества книг, немало среди них явилось таких, которые были никому не нужны, не находили спроса. Они гнили в подвалах, их на бумажных фабриках снова обращали в чистоте листья бумаги, их оставалось крайне малое количество. Бывало и так, что такая непризнанная в свое время при выходе книга находила впоследствии всеобщее признание, и тогда немногие оставшиеся экземпляры ее становились величайшею редкостью, и, если даже такая книга вновь переиздавалась, то все же первое ее издание, на котором, казалось, лежал отпечаток ее былых неудач, не теряло своей ценности. Но чаще, в значительном большинстве случаев, никому не нужные книги исчезали, не оставляя ни следа, ни сожаления, ни желания сохранить немногие оставшиеся экземпляры.

Таким образом, малое количество оставшихся экземпляров не может служить единственным основанием для определения редкости книги. Необходимо для признания данной книги редкой, чтобы, помимо оставшегося небольшого тиража ее, она была для кого-нибудь интересна, нужна. Итак, в понятие редкости необходимо ввести интерес, спрос на книгу, но учесть этот интерес, конечно, нет никакой возможности. Можно с большей или меньшей вероятностью перечислить те виды книг, которых сохранилось малое количество и которые в виду этого могут считаться редкими, как это и делается в описаниях редких книг, но сказать, куда направится интерес какого-нибудь библиофила или кружка библиофилов, — интерес, сплошь и рядом появляющийся и исчезающий под влиянием моды, - нельзя даже предположительно.

--------
0 Статья была опубликована в Сборнике Проф.А.И.Малеин-М.Г.Флеер О редкой книге. М.-Пг., ГИЗ, 1923 (см. Смирнов-Сокольский Н.П. Моя библиотека: библиографическое описание. В 2-х книгах. М., Книга, 1969. №4765)
Адаптация текста к Интернету - Biblionne.^



На главную страницу


Rambler's Top100Яндекс цитирования

© Biblionne. Ценные старые книги. При перепечатке ссылка на сайт http://biblionne.narod.ru обязательна

Сайт создан в системе uCoz